мальчик шёл по тротуару, |
Изгнание из жизни
о фильме Андрея Звягинцева «Изгнание»
Между той нелепой, которую мы ведем,
И другой, счастливой, которую мы теряем…
Д.Веденяпин
... будет являться напоминание о том, насколько мы свыклись с такой жизнью, которая и близко не является тем, чем человек может жить.
Пушкин в Одессе
Дуня Смирнова
Девушка-фон. Все хотели сфотографироваться с ней в кадре. Дуня была кротка и все дни своего пребывания дружелюбно потратила исключительно на позирование для съёмок в домашние фотоальбомы. Даже мэр Одессы приехал на минуту и разбудил её совсем рано утром. Так в газетах и напечатали: Мэр Гурвиц и спящая Дуня. Опасность Дуни состояла в том, что никто не ожидал, что фон вдруг да заговорит, и когда он начинал это делать – сердца некоторых не выдерживали и кричали: – Дуня, молчи! Не разочаровывай нас своим голосом! Мы хотим знать тебя в рамках своего уже сложившегося представления! Суди писателей на своих программах, но пощади нас, бедных поэтов: мы пишем как можем! – Когда на награждении детей-одесситов Дуня-фон вдруг сказала, что не надо писать о том, чего не знаешь, некоторые из детских участников заплакали от стыда, что их уличили в незнании действительности. Дуня – оружие интеллектуального пролетариата..
но поздно. тихо. Киев вымер,
мир звёздно-полосат,
мы точно помним даты жизни,
вступая в этот ад:
солдаты с ясными глазами
шварцнеггерских детей
играют в карты на Анапу
и что-то там южней..
Норд-Вест
...Современное искусство так боиться навязать точку зрения, что вообще потеряло зрение. Одна лишь забота стоит перед большой когортой театров – (мама моя Мамона!) – заманить зрителя. А голой бабой или голым трупом – не важно: пока терроризма рентабелен, нам не перестанут подсовывать бесчеловечно шагающих убийц и пытаться вызвать у нас стокгольмский синдром сочувствия несочувствуемому! Мы же люди закалённые: сидим в тёмном зале, глядя как мимо нас в фойе несутся по ходу пьесы актёры, переодетые террористами, мы слушаем перестрелку, и сердца наши ёкают лишь от безопасных резких выстрелов, а не от опасения за свои уплаченные места в жизни. Мы вальяжны и спокойны. У нас ещё целый вечер впереди...
как мёртвый, не принявший смертность, твой взор
гуляет по миру, как вор,
и ищет жизнь в чужом камине, пытаясь выяснить в углях
чужую жизнь и личный прах.
руби любой привычки провод, чтоб услыхать родную речь,
гору сдвигающую с плеч.
придумай жизнь вдали от дома, вложи в неё остывший пыл,
запоминай каким ты был.
дожди и мгла, и пущий ветер упёр барана в бок и грудь,
как бы выталкивая в путь.
вздохни, рабочее пространство, работай, сердце, напрямик,
обдумывай побег, мужик.
ходи по офису и мысли, спускайся в лифте, стань чужим,
ведь дым чужбины – тоже дым..
Письмо
Вике
Чистовик
забери меня, выдумай повод, объясни, как непрочно живу,
и я голосом теплиться буду, отогреюсь, усну и умру.
как собаки, нежданно живые, из фургона, рассыпавши вшей,
наглотавшись варёного мяса, превращаются в прежних друзей.
дождались. ветер тянет помалу. подними меня, глянь на собак,
на глаза озверело ручные и меня донеси кое-как..
мальчик книгу написал, а никто не прочитал
Мы зачем-то даны и летим на планете вокруг солнца, а могли бы пылью быть. Механизм, поддерживающий неизменность мира, скрыт, и как невозможно изучить внутренность человека, не разрезав его, так и причину всеобщего существования нельзя определить, не разъяв самого существования. Наука – делами, а мы – словами – пытаемся проникнуть в жизнь, добиваясь от неё понятности. Но любое наше усилие содержит в себе ту же самую жизнь: не мертвую и не позволяющую осознать саму себя..
Письмо
Вике
Черновик
забери меня, вывези в поле, объясни, как непрочно живу,
и я вскрикну, и голос свой вспомню, и успею сказать, и умру.
было так: жизнь случайная вышла, тьма стоящая била в глаза –
это, значит, и будет со всеми: будет смерть, и без смерти нельзя..
ПУТЕШЕСТВИЕ ГЛАЗА (стр.147)
(смерть в тумане)
на мост повылазила нечисть, и сама пугалась: кто это? Дрянь туманная, кто-кто под туманом живёт? Удивляюсь я: туман ведь – белый, не чёрный, а всё равно ничего нельзя увидеть сквозь него. Только звук идёт издали: ферма-умница гудит. Хотя с братом вообще нигде не страшно: мы стоим на глиняной дороге с велосипедами в кулаках и смотрим, как миллион кривых перьев закрывает округу..
тысячи пропущенных мельканий, заживо погруженных в отвал
топки мирового паровоза господа, который подустал.
господина, вышедшего к морю с длинною сигарой дорогой,
отловить и запороть до смерти и усталыми придти домой..
апокапельсин
слушай: о китайцах есть кино – то, что не покажут всё равно:
капитан Хиао Лио Че с пеплом подмосковным на плече
заступает к Ленину в дозор, забивая с партией на спор,
что не дрогнет атом на лице, что не скисла проба в молодце..
ПУТЕШЕСТВИЕ ГЛАЗА (стр.146)
(авиа смерть)
авиамоделист Гаша купил блестящий магнит для посадки самолёта. Один магнит (старый) ставился на пенопластовую модель кукурузы с крыльями. Блестящий в оправе новый (магнит) ставился на землю и подводился к проводам. Теперь самолёт взлетал по своим законам ома и баллистики жуковского. Но сесть мог лишь при подаче тока на полюса нижнего (нового) магнита. Авиамодель кружилась, клонясь к земле, будто жильцы неживой природы тоже умирают. И эта смерть неживого, клонящийся хвост пенопласта – щемящи, как собственная репетиция
ПУТЕШЕСТВИЕ ГЛАЗА (стр.146)
(зло ненаказуемо)
студент сдал на два последний экзамен и встал на улице – ждать, чтобы с горя отомстить кому-нибудь, даже лучше – всем сразу. Студент встал нарочно неудобно на дороге, чтоб его толкнули, и он бы ударил. А все обходили. Он готов был уже безосновательно ударить, но ему на помощь проехала машина и вылила на него полную лужу из-под колёс. Студент замахнулся (холодно!) и с размаху плюнул заготовленной зелёной соплёй. Та упала на стекло. Водитель поперхнулся, включил дворники и прямо до костей нутра почувствовал, как резиновые палки елозят по зелёной сопле
все птицы и пшеницы тяните шеи ввысь,
пока гоняет сердце по кругу крови рысь.
не спи! проходит время неспящим часовым
твоим, моя отрада, убийцею моим.
висит живая пуля у каждого виска,
бери её за пояс, легка она, легка!..
лежи как хлеб нагретый, дыши как чайный гриб,
тяни улыбка рожки, высовывай язык,
смотрите, люди добры, какая жизнь сполна:
качай меня, ресница, согрей меня, спина!
лежи, моя такая, как бог на душу лёг,
лишённая тревоги, лишившая тревог
ПУТЕШЕСТВИЕ ГЛАЗА (стр.146)
(волосяная азбука)
волосы на разломе имеют форму первой буквы имени человека. Ты можешь сделать каре, Саша, но как только тебя окликнут Шуриком, так волосы взовьются кудрями: это размножится Ш в волосах. Скажут: – Александр – берегись: волосы поднимутся домиком, как пакля. Волос, пожалуй – самый маленький орган человеческой души. У псов – шерсть глухая. У дворников – волосы стоят шапкой-ушанкой
ПУТЕШЕСТВИЕ ГЛАЗА (стр.145)
(любовь двух этажей)
у женщины очень простая история: она приходила домой и пела. Снизу к потолку взбегал по стремянке сосед и слушал: какой у неё голос. Сосед чесался: так ему хотелось послушать голос вблизи. Но как подойти? Он решил насилием. Надел фартук с прорезями на лицо и постучался к женщине уже за полночь. Она открыла, потому что не ожидала. Мужчина расправился с ней и ушёл спать встревоженный, новый. Женщина тоже лежала у себя и дышала, не сводя ног, поглаживая. В губах бегала молния-живчик..
Le bouquet de marguerites
Милле: шестерёнки-ромашки:
и режем, и колем, и шьём:
доверчивая обезьянка,
давай поскорее умрём:
по полю пойдут маргаритки
за нашей единой душой,
ты пела бы, пела бы, пела,
но жизнь не бывает живой:
всегда есть какое-то чувство,
что это не я и не ты,
на сердце лежащие иглы
и двери из темноты
новые русские стихи
8
у мальчика моего зубы: он каменеет как папа,
чтоб ошибиться в жизни и брать от неё трусовато.
глядя на нас – просто не обрести стержня:
того, что закалки старой дедов моих держит.
всё потеряв былое: лоск, глубину и силу,
наш человек гордый не подаёт виду.
Запад считает деньги, Франция пьёт сухое,
Англия нос воротит, Россия гуляет в поле:
и мёртвая и живая в одном душегубном сплетении
она начинает роды и появляется Ленин:..
новые русские стихи
7
кроватка с заложенной бомбой,
устами младенца глаголь.
собака в солдатском жилете,
попробуй со взрывом поспорь.
глядит переевший владыка
на округа крашеный труп,
убийца находиться в каждом
за нежною выделкой губ..
ЛИТЕРАТУРНАЯ СЛУЖБА © 2002 | |