На главную
Литературный биг-бенд
страница автора

Голосуй или победишь

Пришло время и страна задала мне политический вопрос. Я помню, как это было важно, что такое государство, как создаётся политическая сила и что стоит за социальными противоречиями, рассматривались все промежуточные гипотезы от мистических до стохастических. Мой сегодняшний выборный тезис напоминает "Поколение П" Пелевина, точнее, книга выражает схожее сомнение в том, что мы когда нибудь узнаем о тайне управления. Пелевин свернул в мифологическое болото, в котором проще остаться, чем понять, что он имел в виду. В том то и дело, что ничего, такая пародия на секты тайного знания, за всеми посвящениями адептов которой им открывают, что никакой конечной тайны нет; литературный повтор мистики. Стремление узнать рождает, например, такой вот способ - стадий мнимого познания, подмены формой как отказа от хоть какого-либо структурированного содержания. Может быть те, кому досталось несчастье верховодить, могут увидеть масштабы своего следствия, или, как и мы разводные, не чувствуют дальше своей подписи; в любом случае, по закону схемы управления она структурируется в отрасли, в кланы, в силы. Человек не способен предвидеть все следствия в масштабе управления страной, это требует уникальной одарённости. Появление спекуляций, вообще - лжи, обмана, тайн - неизбежно, примирение многих непосильно одному. Здесь переход в коллективную ответственность делаемого, то есть - она не в ком-то конкретно и в то же время у каждого. Чужая воля, довольно абстрактная, которая не поддаётся взгляду изнутри, потому что нет субъекта, но которую в то же время чувствуют участники, связана с тайной власти в душе каждого. Власть - как наваждение извне, принуждение к несобственным поступкам. Эту внешнюю силу нельзя не мифологизировать - она превосходит человека; вопрос ответственности - религиозен. Возникновение государства - необходимость. Построение "гражданского общества" и понятие свобод - как попытка сделать власть прозрачной, общественные договоры - признание ответственности каждого. Это в истории западного государства. Наркомания, преступность и т.д. - бесы государства. Проекция двух страстей в человеческие отношения. В контексте двух противостоящих сил, творящей и искажающей, для меня власть в России - не от Бога. Затрудняюсь сказать, когда это было по-другому, но я ответственен за то время, в котором живу. Любой разговор политика или общественника (и тем более прохожего) неразложим на истину и ложь в его словах даже не потому, что он выступает прилюдно (действует внутренним мотивом, становится субъектом власти), но больше потому, что он воплощает собой сам феномен (теряет личность). Я не могу применить критерий лучшего, если сам критерий может быть ложен. Абстрактная истина, даже если существует, уже неотделима от противоположной. Политическая жизнь в стране превратилась в аквариум внутри системы, эмулирующий полноту; думать, что изменения внутри приведут к догожданным переменам, то же, что на карусели доехать до Питера. Любая занятая позиция будет соответствовать чёрной кошке в тёмной комнате, которую отыскать невозможно. Возможные выходы: быть вне системы власти, что находило столько сторонников во все времена, нонконформизм которых был в рамках системы, они были учтённой силой государства, поскольку действовали на его территории идей; быть в системе, не противопоставляясь ей, что делает человека среднестатистически неинтересным; третье - просто быть (система отсутствует даже как отсутствие), когда врач оперирует - он не улучшает рождаемость страны, он касается другого тела с определёнными возрастом и фамилией. Быть среди погрешностей окружающего тебя человека, никакого универсализма: есть контроллёр в метро, надевший шапочку задом наперёд, нет никакого контроля проезда; есть матерящийся мужик, прячущий перепачканные бюллетени на груди, нет никакого выбора партий. Верить в объективность политического выбора примерно то же, что и в смерть литературы или кино, в одно из тех "было" и "будет", которыми так легко обладать "сейчас". Я чувствую соблазн думать как раньше, и, когда начинаю, испытываю то мрачное удовольствие знания устройства мира (допустим, политического), которое продиктовано самим этим устройством. Я не хочу управлять даже своей мыслью об этом. Политика - слишком дешёвый и оттого ложный способ любви к людям, пошлость отсутствия погрешности: нельзя доставить двум людям одинаковую радость. Я понимаю, что есть социальные закономерности и воздействия, влияющие - конкретно - на чью-то жизнь, наверняка увеличение пособия на 500 рублей доставит радость молодой маме. И если бы я был на должности, определяющей размер пособия, я скорее всего постарался бы изыскать деньги у разных программ, фондов и спонсоров. Но если я никогда не буду на этой должности - как я могу верить чужим обещаниям сделать что-то? Если бы я был на этой должности - никогда ничего не обещал бы.

ЛИТЕРАТУРНАЯ СЛУЖБА  © 2002