На главную
Литературный биг-бенд
страница автора

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Европейская эстетика корнями восходит к Древней Греции, зародившись за несколько веков до нашей эры. Греки, обладая уже накопленным пластом культуры, стали воспроизводить действительность, ища в ней всеобщие, типичные, сущностные формы. Так зародилось эстетическое мышление, которое, спустя тысячелетие, стало распространяться на всю европейскую культуру. Нужно отметить, что восточно-европейские народы развивались с отставанием на несколько столетий. И наша культура, как бы не сопротивлялось наше коллективное самолюбие и эго, весьма далека от того, чтобы вписывать свои достижения в скрижальный лист человеческих достижений в искусстве. Но, несмотря на это, можно посоревноваться в альтернативных классической эстетике формах.

Я живу среди членов собственной семьи и немного знаю, что классическое греческое искусство было плодом той эстетики, которая наиболее совершенными формами считала формы естественные, а самыми совершенными пропорциями органические.

Но насколько мы ушли от греческих канонов, можно понять, проследи эстетическое мышление моего дяди. Первый пример, который бросается глаза - это изготовленная моим дядей при помощи дуговой электросварки решётка на окно его собственного дома. Решётка эта выглядит следующим образом.

решётка

С этого момента могло бы начинаться повествование о модернизме в архитектуре с благополучным концом, но цель моего рассказа немного проникнуть в либидо художника, в сознание торца, которое генетически ориентировано определённым образом, и создаёт весьма определённый стиль мышления. Вот казалось бы вполне оригинальная решётка. Но это было бы так, если её рассматривать как единичный инцидент, выброс мысли или адаптация к конкретной ситуации. Самое интересное начинается с ознакомлением психотипа материнской линии. Моя бабушка по материнской линии весьма нетривиальный в прошлом человек, со способностями к наитию , и значит, к искусству и познанию через творчество. В определённом смысле, она не боялась открывать новое, что делало её художником не по призанию, а по рождению. И только суровая данность советского времени своими повышенными к материи и выживанию требованиями, потихоньку выживала из Майи Яковлевны художницу. В 1952 году это бабушкино нечно окончательно сублимировалось и вылезло на свет в виде моей матери, которая, стала художником на всю жизнь. Среди наличного рода моя мать наиболее приблизилась к реализации своей сумасщедшей сущности и поэтому о ней говорить не не будем в этой статье. Но у неё есть брат Илья, он же мой дядя, отец которого утопил в Илье художника, когда его творческое му-му было ещё слишком зелёным, чтобы сопротивляться отеческой воле деревенского мужика домостроя. Илья смотрел на звёзды в телескоп, писал дневник, но пошёл учиться в Химико-технологическое училище имени Менделеева. Надо сказать, сто по бабушкиной линии в семье прослеживаются элементы натуральной шизофрении, которая при благоприятном исходе обстоятельств способствует творческому мышлению. Так произошло с моей матерью - она остановила прогрессирование болезни. Илья же, законсервировал опасную бомбу, получив запрет на природу своего мышления. Истинная привязанность к искусству затаилась в нём с озлобленной гримасой. Занявшись химией, но начал растить в себе нереализованность художника. Ещё в эпоху догнивания Советского Союза Илья Сергеевич изобрёл вагон улучшенной конструкции, для перевозки капусты, и с боями против здравого и нездравого смысла руководящих чинов, пытался внедрить вагон в железнодорожное хозяйство страны. В вагоне была сделана какая-то особенная дверь, которая стояла то ли диагонально, то ли была предусмотрена в полу вагона и позволяла разгружать капусту на некоторое число процентов быстрее. У нас ведь воспитывалось стратегическое мышление. Если время развёртывания ракетного комплекса удавалось уменьшить на секунду, то это было событием государственного масштаба. При этом было не важно, что солдат просто крутил ручку арифмометра слегка быстрее. Малевич нашел своё призвание в кубизме, а Илья внедрял в промышленность вагон с капустой. Мой брат говорит: "Я, даже не зная конструкции, чувствую наивность разработки. Даже сквозь архаику его маразма, я чувствую, и он чувствует, что этот вагон совершенно не нужен и не имеет никакого смысла. Потому что капусту моно грузить только руками, там нельзя ничего нельзя автоматизировать - это же колхоз!"

В реальной и нестыдной жизни Илья жил цементником и пил чай, просиживая на работе в НИИ. А по ночам он был отчаянным инноватором, Чикатило эстетики. Воображение рисовало ему ужасные и величественные картины его будущих произведений, которым предстояло выйти на поверхность из недр творца. Гениальность Ильи Сергеевича проявлеятся во всех его начинаниях. Теперь он уволился с работы и строит дом. Сколькими оригинальными инженерными решениями он одарил мир за это время! Это и строительство самообваливающейся плоско-вогнутой крыши, и экономия на кирпичах, заменяемых бутылками. Изготоление стен из раствора, упомянутые гениальные и функциональные решётки на окна. В чём глубина заложенной идеи? Ровную решётку сварить трудно, ведь энтропия вселенной только повышается и интуиция Ильи чувствует это и не сопротивляется глобальным законам космоса. А кривую решётку сделать легко. Поэтому надо сделать её как можно ужаснее, безобразнее, чтобы получить удовлетворение от творческого процесса. Илья получает удовлетворение от небрежности. Вся его деятельность удивительно расхлябанна и нелепа. Но эта нелепость имеет удивительно постоянный и красивый почерк, который не просто вызывает отвращение или радость постороннего наблюдателя, а удивляет и вселяет чувство страха от того, как работает у него мозг. В своём строящемся доме Илья предложил новое оригинальное решение - сделать вход в дом через кухню. То есть все кухонные атрибуты: шкафы, плита, краны, раковина, обеденный стол, столовые принадлежности - будут увенчаны дверью, которая выведет вас прямо на улицу.

И все приходящие люди будут раздеваться прямо над вашей тарелкой, и класть ботинки рядом с компотом. Дядин мир поражает лаконичностью и простотой. А главное он поражает бесконечными и неопровержимыми аргументами своей правоты. Так всякий одержимый человек производит впечатление абсолютно правого в своих идеях. И мы ведь понимаем, что художнику нельзя отказывать в реализации его планов, иначе мы будем нести ответственность перед богом. Да и художник приболеет. Я за дверь на кухне. И я против отсутствия лестницы на второй этаж. Новое архитектурное решение Ильи не предполагает лестницы обычном понимании этого слова. А вместо лестницы он планирует соорудить, шест, по которому можно будет спускаться со второго на первый этаж. А о подъёме пока ничего не говорилось. Вот что мой брат добавил по поводу будущего дома нашего дяди:

"Дело в том, что у дяди Ильи будет много собачек, это понятно. Он добрый и он любит животных. Они будут у него плодиться, и в его огороде будет благотворительный питомник. Много маленьких щеночков. И все они с улицы будут попадать прямо на кухню и участвовать в порядке и чистоте.
Вообще, дом дяди Ильи - это что-то эфемерное и странное. Невозможно его себе представить, как микромир. Я не могу представить, как выглядят комнаты этого дома, у меня просто не хватит фантазии. Наверняка то, что будет происходить в этом доме, то, как он будет устроен, действительно будет похоже на вагон для капусты. В детстве я видел фильм, где были сюрреалистические лестницы, они были на стенах, на потолке, снизу. Лестница которая ведёт в никуда. Возможно, что именно так будет выглядеть дом дяди Ильи. Несомненно, в нём будет много чудес" Художник силён своей архаикой, его либидо может освобождать свою энергию в искусстве, в отличие от "обывателей". Но для того, чтобы сознательно отдать себя искусству, надо обладать смелостью и знанием о том, что это можно сделать. Иначе либидо будет проявляться в повседневности в виде удивительных и неожиданных поступков и решений. Мой дядя художник быта. Его стиль будоражит воображение. Его эстетика построена на абсолютной небрежности и удивительной безалаберности, которые достойны восхищения за чистоту своего неповторимого стиля.

Кузьма Востриков,
22:00 - 0:40, Красково,
13-14 декабря 2002 года.

ЛИТЕРАТУРНАЯ СЛУЖБА  © 2002