На главную Павел Лукьянов
Текст Павел Лукьянов
Стихи
Дневник
Театр
Биография
E-mail

мальчик шёл по тротуару,
а потом его не стало

ПУТЕШЕСТВИЕ ГЛАЗА
(стр.86)

(как нарисовать сигарету)

рекламный художник получил задание на рекламу сигарет и задумался. Он закурил, взял сигарету в пальцы, пристально рассматривая и прислушиваясь: на что похоже его чувство? Надо умудриться его показать: именно фантастическим образом привлечь сердца зрителей к этим сигаретам. Ему мешали все предыдущие рекламы сигарет: там курили ковбои на конях, создавая мысль, что и ты – лихой парень, если куришь. Обезьяна Кинг-Конг курила сигарету и говорила: «Oh! Ye!» Это была шуточная реклама, направленная на подростков, которым и так – всё смешно, а тут громадная мартышка скачет по джунглям, срывается со скалы, разбивается в кровь, за ней волочатся кишки из бока, её бинтует гигантский доктор и даёт вместо рецепта этикетку сигарет, Кинг-Конг рвётся в город, лезет на башню и на последнем этаже, выломав пласт стекла, очень аккуратно берёт крохотную пачку и, как дамочка, вытягивает сигаретку и суёт в рот.
Прежние произведения мешали художнику своим существованием и своей красотой. Красота всегда магнетична. И он сидел, царапал на бумаге: входил в нужное состояние для творчества, когда всё начинает тебе помогать, и замысел, как простой ребус, складывается и раскладывается в голове: будто кто-то тебе показывает – смотри: это – желание курить сигарету – это основа, но она раскладывается на то, что можно показать, на то, как ощутит это зритель. Ощущения от одного и того же у всех разнятся. Поэтому надо искать наиболее общее для всех, наиболее близкое, чтобы осталось только узнать родное: – Так это и во мне есть! – Скажет зритель, вбирая твой образ: – Мне известно это чувство, но я не знал. Спасибо, художник, что я смогу пережить это лишний раз, закурив твою сигарету! – Так понимал художник воздействие образов на людей. Оставалось лишь превратить чувство в подходящий образ. Что же похоже на курение? Что же показать другое, чтобы захотели этого? Художник пошёл ходить по улице и свою мысль примерял на встречаемое, нарочно болтал глупости: может – дом курит, может – старушка курит, может – собачка курит – люди любят животных в рекламе: это их умиляет, а ещё – младенцев любит. Может, сделать курящего младенца?! Но, в основном ведь – мужчины курят: может – добавить младенцу голую грудь, тогда образ станет сильнее. Нет, нельзя ребёнка: жена обидится.
Художник ждал совпадения: он так жадно ощущал в себе это чувство сигареты, что надо было лишь найти: что ближе всего передаст это чувство успокоения, стильности, изысканности, страсти курения. И художник, идя по улице, пришёл к ответу: лоток порножурналов. Нашёл! Надо показать: как женщина курит сигарету, вставляя её в промежность! Эти лоснящиеся губы, эти всегда нежные, новорожденные волоски, по краю и жёсткие колечки вверх по бугру! Как верно будет чувство желания, как оно совпадёт с искомым! Сигарета дымится, погружённая фильтром в половые губы, и эти тонкие переходы цветов: от сочно-розового к сухому телесному, и белая в крапинку сигарета, и волоски дыма вторят густым волосам. Но пока художник шёл по улице, он понял, что его яркое искусство не примут. Что это слишком откровенно и надо играть на чём-то более простом и моральном – обычное приземление сумасшедшего образа до среднего уровня приятия. Но художник был готов и меньшее сделать влюблёно: главное – не выронить из картинки то пойманное чувство. Он подобрал более слабый образ, но вызывающий то же желание приблизиться: это будет крупный план лица: губы курящей девушки. Эта немного прозрачная розовость, этот младенческий ореол пушка вокруг губ, эта нежная женская телесность: её цвет, её выразительная мягкость. И – посреди любимого цветка губ – прекрасная китайская бумажка и дым, рассеивающийся вверх, как чувство окончательно прекрасного

ЛИТЕРАТУРНАЯ СЛУЖБА  © 2002