![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
||
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
мальчик шёл по тротуару, |
ПУТЕШЕСТВИЕ ГЛАЗА
(стр.6)
(яблоки! жизнь!)
девочка Оля 17 лет откусила яблоко, и накатили такие ощущения, что она одним махом поняла яблоки. Чувства вскрикнули, и она села писать стихотворение о яблоке. Девочка Оля откусывала и смотрела, как лопаются поры, как капают капли из сока, и ощутила яблоко, как свой магический предмет. Она пошла на улицу, смотрела и обнаруживала своё чувство и в мелких китайских яблоках и в зелёном дичке. Даже рисунки яблок вселяли свои живые ощущения. Девочка Оля запомнила чувства и опять писала стихи. Она спустилась в прошлое и вспомнила: как объедалась белым наливом в три года, как зуб застрял и остался в антоновке, а она орала кровящим ртом. Девочка Оля побежала в Ботанический Сад узнать: что такое яблоки. Изучала фотографии соцветий и цветущих яблоневых полей, непрестанно ощущая, что в яблоках есть сила, что они не просто – такие круглые, и их так много. Она расспросила папу про яблоки, но он не понял, провела переписку с людьми и осознала яблоки ещё со многих сторон: в яблоки можно играть, ими можно покалечить, кинув; можно расцарапаться, слетев с яблони.
Девочка Оля превращала ощущения в стихи, а в институте сельского хозяйства выбирала ближайшие к яблокам темы. Выяснила: яблоки клали в рот мёртвым фараонам, чтобы они покормили голодного перевозчика на реке смерти; деньги снятся к яблокам; сердце человека имеет размер яблока. Девочка Оля разработала способы выращивания солёных и пресных яблок, ввела поправочный коэффициент в формулу шара, и шар неправильно сплющивался в яблоко!
Девочка Оля говорила: – Яблоки, ведь, повторяют жизнь человека: они рождаются, умирают. И всегда мы можем сказать: живое это яблоко, или оно начало гнить. Разве не так же и наша человеческая жизнь происходит? Так, может, яблоко дано нам, чтобы мы со стороны смогли увидеть: как мы смертны.
Девочка Оля ела яблоки: накупала их много, и обязательно вела картотеку всех попадавших к ней яблок. Яблоки, которые были до неё, она заносила в отдельную книгу с пустыми страницами. Стопку таких же новеньких книг она оставила для будущего заполнения, чтобы больше уже ни одно яблоко на Земле не родилось и не прожило без осознания. Девочка Оля стала сильно плакать, находя гниющие под яблонями яблоки. Она подъезжала к дереву с тележкой, собирала всю паданку и увозила хоронить. Закапывала вялых, обмякших, гнилых. Она плакала и писала стихи о яблочной завязи, закуривала костры меж яблонь, когда в мае наступали резкие холодные ночи, обнимала стволы, стояла, дрожала, плакала. И делая всё это по какому-то чувству и восторгу, девочка Оля осталась несчастной: над ней посмеялись Мичурин и Вавилов, её стихи отверг Бродский, её не пускали на литературные вечера, потому что у всех зубы ломило от яблочной кислоты, и в сельскохозяйственном институте её все вахтёры знали. И голова-то – яблоко с косточками внутри (шутка девочки Оли).
Как-то девочка Оля стала умирать. Возле неё собрались неродные и неблизкие и вдруг увидели ряды стеллажей с папками и бумагами. Девочка Оля лежала и в полном здравии вписывала последние размеры яблок в тетрадь. Она настолько наловчила глазомер, что было жаль, что она умрёт со своим умением. Всем было по-своему грустно, что девочка Оля прожила. А она напоследок попросила принести яблочной наливки в маленьком стаканчике. Когда принесли, старушка попросила всех отвернуться, и за их спинами плакала и капельками пила наливку. Потом все повернулись, а она – уже улыбается, уже пьяненькая. И всем стало легче. И все заулыбались, и старушка улыбалась, и все улыбались, и мир смотрел на них через призму зубов. А старушка отошла к стенке и стала, не касаясь, смотреть на свои записи яблок и всё улыбалась, улыбалась. И люди показывали ей, что они улыбаются: подносили лица поближе, чтобы ей было видно. А старушка всё улыбалась, улыбалась, пока всем не стало страшно ясно, что она не им улыбается. Тут же в саду и в яблочном поле западали никому не нужные яблоки
ЛИТЕРАТУРНАЯ СЛУЖБА © 2002 | |